Старинное село Усть-Цильма

Старинное село Усть-ЦильмаВам хотелось когда-нибудь вернуться в прошлое нашей страны, чтобы увидеть быт, услышать настоящие древние песни, прикоснуться рукой к древним шелкам и парче? Так давайте возьмем наливное яблочко и пустим его по серебряному блюдечку…

Вот перед нами  суровая  северная  река  Печора  с ее притоком Цильмой. И рядом село Усть–Цильма. Это одно из немногих мест на карте нашей страны, где можно увидеть старинные обряды и услышать песни, которые пели пять сотен лет назад в Великом Новгороде.

По праздникам открывают хозяйки бабушкины сундуки и достают оттуда наряды, которым более сотни лет. Смотришь на них, и душа радуется, настолько они яркие, своеобразные и каждая женщина в них, как царица, не зависимо от возраста и комплекции.

История села Усть-Цильма

В этом году село Усть-Цильма отмечает 470 лет с момента своего основания. В 1542 году прибыл на место слияния северной реки Печоры и Цильмы новгородец Ивашка Дмитриев Ластка со товарищи. Срубили они первые избы на левом берегу Печоры. Это место сейчас известно под именем «Старое Дворище». Но вскоре выяснилось, что правый берег, где лес выгорел, для жизни удобнее, они переселились туда и стали себе жить – поживать.

К сожалению, далеко не каждое наше село знает, когда оно было основано и кем. Наверное, слишком много пришлось пережить черных дней нашим городам и весям. Деревянные города и села часто горели, как от вражеских нашествий, так и от неосторожности людской.

Если выживали те, кто мог заново отстроить свои дома — отстраивались и продолжали жить на старом месте, а если – нет, то немногие выжившие уходили искать более счастливой доли на новом месте. Проходили годы, на этом месте снова возникало поселение. Как и от чего, считать время его основания?

Места вдоль реки Печора были издавна известны русским людям. Они славились красной рыбой, пушным зверем, обитали там сокола и кречеты, очень ценимые охотниками. Но постоянных поселений там не было.

Эти богатейшие угодья были пожалованы Ивану Ластке царской грамотой Ивана Грозного. Ему разрешалось там поселиться и приглашать других людей на житье. Эти угодья были пожалованы за незначительную плату: по одному кречету или соколу в год или же один рубль деньгами.

Увеличивалось число поселенцев медленно. Через двадцать лет население составляло  девятнадцать человек, то есть мужчин, и четырнадцать дворов. Пускали к себе на житье не каждого. Слабому человеку было не выжить в суровых климатических условиях.

***

Цильмой или чильмой называлось топкое болото, трясина. Когда смотришь на карту – там бесконечные болота. Это значит, что коротким летом непролазная топь, комары, гнус. Долгой зимой – лютые морозы, метели, снега, короткие дни и длинные ночи. Тяжелейшие условия!

Что же толкало людей на такой непомерный труд и лишения? Только ли стремление к обогащению? Разбогатеть можно было и в Новгороде, имеющем торговые отношения со многими странами. Можно было торговать, от этого богатеть и жить в комфортных, по тем временам, условиям. Они же ушли в глухомань, откуда до ближайшего человеческого жилья было несколько дней пути.

Мотором для такого движения был уретральный вектор. Не сидится человеку с такими свойствами на печи. Он прокладывает новые пути в новые земли. Расширяет жизненное пространство для всей стаи. Уретральные люди не боятся ни стужи, ни трудностей долгого пути. Они проходили первыми и  покоряли неведомые  территории.

Затем, приходили кожные люди, смотрели, какую пользу – выгоду можно здесь получить, разведывали новые богатые зверем и рыбой места.   Если земли соответствовали их запросам, их начинали осваивать. Постепенно территории заселялись, в том числе и мышечными крестьянами. В новые места стремились те,  кому жилось не очень хорошо на старом месте.

старинное село Усть-ЦильмаЛюди с мышечным вектором – самые удивительные! Их потребности предельно минимальные: есть, пить, дышать, спать, сохранять температуру тела и продолжить свой генофонд во времени. Если эти базовые потребности удовлетворяются, то мышечники не претендуют на какие-то дополнительные блага. Их тела приспособлены для тяжелого физического труда.

Непритязательность и выносливость позволили мышечным людям приспособиться к самым тяжелым условиям жизни в разных климатических зонах. Они в любом месте могли построить дом, добыть зверя или поймать рыбу, чтобы накормить своих близких. Причем близкие для людей с мышечным вектором – это и вся улица и все село. Они настолько не отделяют себя от других, что говорят не «я», а «мы».

Такое мироощущение  делает близкими и понятными для мышечников такие уретральные ценности как справедливость, когда каждому по потребности, то есть по нехваткам. Мышечный человек не возьмет больше, чем ему действительно нужно. И также, как уретральник, спокойно отдаст свою жизнь ради общего дела в бою или охоте .

Ценности анальных людей, такие как дружба, честность, трудолюбие, принципиальность полностью сочетаются с уретральными и мышечными.

Все это позволило создать единый народ с едиными для всех ценностями. Так и сформировался уретрально – мышечный менталитет русского народа с общим для всех стереотипом мышления, соответствующим уретральному и мышечному вектору.

Благодаря всем этим людям, их жизнестойкости  и самоотдаче, мы имеем страну с огромной территорией и неисчислимыми богатствами.

Сохраненная культура Усть-Цильмы

старинное село Усть-ЦильмаКак только переселенцы обосновались на новом месте, они выстроили первую деревянную церковь. Общая вера всех объединяла и помогала выстоять в непростых условиях.

Православная церковь была центром культуры в таких небольших поселениях. Она  объединяла людей, воспитывала нравственные чувства и прививала моральные ценности, призывала любить ближнего и ценить человеческую жизнь, чем ограничивала эгоизм и врожденную неприязнь.

Главным достижением культуры было провозглашение ценности человеческой жизни, сострадание, любовь и сочувствие к ближнему, что давало возможность выживать наибольшему числу людей в те очень суровые времена.

Поселенцы не только принесли с собой из Великого Новгорода в Усть-Цильму богатейшее культурное наследие , но и сумели его сохранить до наших дней. Многие древние книги бережно хранимые  в Усть-Цильме находятся теперь в лучших музеях.

Сохранились так же костюмы, платки и главное умение их носить, танцы, песни. И сейчас благодаря людям этого села можно услышать старинные песни, которые больше нигде не сохранились.

Существуют песни по каждому поводу – это и семейно – бытовые, и застольные, и игрищечные, и посиделочные, и рекрутские, и солдатские, и исторические. И это не полный список!

Сохранили усть-цилемцы традиции, обряды, которые можно ежегодно увидеть на праздниках. Особенно знамениты гулянья, проходящие седьмого июля, так называемая Горка.

В этих праздниках участвуют многие десятки людей. В село Усть-Цильма съезжаются многочисленные гости, чтобы окунуться в атмосферу дивного праздника и почувствовать себя частичкой великого древнего народа.

Хранители традиций

Хранителями традиций всегда и везде являются люди с анальным вектором. Это им природой заповедано собирать накопленный поколениями опыт и передавать потомкам.

Они – консерваторы, всё, что связано с прошлым для них имеет большую ценность. В ощущениях анальных людей всё, что было в прошлом гораздо лучше настоящего. Поэтому они стараются сохранить вещи и традиции, как память о прошедших днях.

И ведь не просто хранили в сундуках, а продолжали традиции, пели песни, водили хороводы. Не смотря на многочисленные лихолетья донесли до наших дней всё это богатство.

И продолжалось это не десять и даже не сто лет. 470 лет, примерно девятнадцать поколений, передавали своим детям, как величайшую ценность, свою веру, знания и обычаи. На такое способны лишь люди с анальным вектором!

Честь им и хвала! И пусть еще долгие века стоит на нашей земле замечательное село Усть-Цильма!

Статья написана под впечатлением тренинга по системно — векторной психологии Юрия Бурлана.

Еще Вы можете почитать: