Создание Андреем Рублевым иконы «Троица» датируется предположительно  1411 годом. Написана она была для деревянной церкви, выстроенной на месте погребения Сергия Радонежского, и была посвящена его памяти.

Затем в 1423 – 1424 годах на ее месте был выстроен каменный собор так же посвященный «Троице» и икона была перенесена в собор, где она и пребывала до момента передачи ее в Государственную Третьяковскую галерею.

Мне посчастливилось увидеть ее именно в Третьяковке. Даже в картинной галерее, лишенная церковного антуража, она привлекает каким-то невыразимым обаянием. Вся сила таланта Рублева проявилась в этой иконе, которая являет собой совершенное художественное произведение.

Об Андрее Рублеве

Нам не многое известно о самом Рублеве. Жил он на рубеже XIV и XV веков. Знаем, что был он монахом Андроникова монастыря, где он жил, творил и был погребен в 1430 году. В летописи упоминается его имя дважды – такую честь оказывали только людям выдающимся.

Благодаря системно – векторной психологии мы можем воссоздать основные черты его личности. Начнем с того, что он – художник. Следовательно, у него обязательно присутствовали свойства зрительного и анального векторов.

Живопись была главным предназначением его жизни, которому отнюдь не противоречило его монашеское звание. Напротив оно давало ему возможность овладеть мастерством, а затем творить, не заботясь о хлебе насущном.

К тому же для Рублева, как человека со зрительным вектором, было не приемлемо убийство, что в то суровое время делать было необходимо для защиты своей жизни и жизни своих близких. Монастырь стал для него убежищем от многих ужасов того времени. К тому же монашеское братство было сродни его свойствам анального вектора, так же как верность, доброта, любовь к порядку.

Видимо в монастырь Рублев попал в раннем возрасте в качестве ученика живописной мастерской, поскольку способности зрительного и анального векторов были развиты в высшей степени. А затем и реализовывались в течении всей жизни. Сочетание развитости и реализованности свойств дало то, что называется талантом.

Особая чувствительность зрительных рецепторов позволяют различать тончайшие оттенки цветов и строить композицию картины. Так в «Троице» определяющим цветом является голубец – это чистая ляпис – лазурь. Ее мы видим в одежде среднего ангела, в хитонах боковых ангелов и на крыльях. При этом оттенки имеют разную силу – от ярчайших пятен на одежде до нежнейших переливов на крыльях.

Богатая фантазия зрительного вектора создавала картину сначала в собственном воображении, а затем уже она переносилась на доску или стену. И тут одних свойств зрительного вектора недостаточно для воплощения замысла в художественное произведение. Необходимы еще такие анальные свойства, как большая работоспособность, терпение, усидчивость, а также стремление довести любое дело до совершенства.

Люди со зрительным вектором очень впечатлительны, эмоциональны. Все происходящее вокруг не оставляет их равнодушными. Можно только представить насколько сильные переживания рождали  в душе Рублева происходившие тогда события.

А события были страшные. Это было время постоянных междоусобных войн русских князей, постоянных разорительных нашествий с востока и с запада и вдобавок тяжелый гнет монгольского ига.

Эмоциональность, сострадание к чужой боли, жалость зрительного вектора перерождались в состояние любовь, воплощались в его живописи.

Такие свойства анального вектора как стремление к справедливости, любовь к своей земле, следование заповедям предков, создавало такой внутренний накал страстей, который сублимировался в творчество необычайной высоты.

Роль православной церкви в развитии России

Нельзя сказать, что Рублев был соратником Сергия Радонежского, но он входил в его окружение и, несомненно, разделял его идеи и мечты об объединения страны, о прекращении распрей и кровопролития внутри одного народа.

Преподобный Сергий был идейным вдохновителем Куликовской битвы, победа в которой сделала Московское княжество оплотом в борьбе против монгольского ига. Но набеги продолжались, лилась кровь, народ бедствовал.

Единственной поддержкой народу была вера в Бога, в его заступничество. Общая вера прививала всем одинаковые жизненные ценности, помогающие преодолевать удельные границы. Только общая религия в те времена могла скрепить разобщенные русские княжества.

Посещение храмов, красиво украшенных, помогало подниматься над тяжелой обыденностью. Давало прикоснуться к великому и вечному, ради чего стоило терпеть тяготы человеческой жизни.

К тому же монастыри в те времена были центрами духовной жизни и просвещения. Там не только переводились и переписывались книги, но и комментировалось их содержание, чтобы сделать их понятными современному читателю.

Духовное начало церкви заключалось в проповедовании идеи единения народа. В то время особенно много писалось икон, изображающих «Троицу». Однако «Троица» Андрея Рублева выделяется из множества подобных образов своей особой одухотворенностью.

Икона «Троица»

Икона олицетворяет библейскую легенду о том, как к старцу Аврааму явились трое прекрасных юношей. Авраам и его жена Сара угощают их под сенью дуба мамврийского, втайне догадывались, что в этих юношах воплотились три лица Святой Троицы: Бог – отец, Бог – сын и Бог Дух Святой.

В традиции написания икон на эту тему было изображения Авраама и Сары, заклания тельца, обильные яства на столе. Рублев сознательно отбросил все второстепенное и несущественное. У него присутствуют лишь фигуры ангелов, трапеза (стол), евхаристическая чаша, дуб мамврийский, дом и скала.

В иконе нет ни движения, ни действия. Три ангела в полном молчании восседают вокруг трапезы. Головы их немного наклонены. У них отрешенный взгляд, каждый погружен в свои думы. При этом они объединены единым состоянием – смирением.

В центре иконы мы видим чашу с головой жертвенного тельца или агнца. Средний ангел – Иисус Христос в задумчивой сосредоточенности благословляет чашу. Тем самым он выражает готовность принести себя в жертву за грехи человеческие. Лицо левого ангела – Бога – отца выражает печаль, ведь он приносит своего сына в искупительную жертву. Правый ангел – Дух Святой являет собой вечно юное вдохновенное начало.

Таким образом, Рублев символично изобразил величайший акт любви, жертвенности и сыновнего послушания. Акт жертвенности для Рублева, как зрительного человека, имеет особое значение. Ведь именно людей со зрительным вектором приносили в жертву в древней стае, как самых красивых и самых слабых, а значит бесполезных.

Зрительник развитый до состояния «любовь» сам готов пожертвовать собой для блага других, поэтому он глубоко понимает состояние Христа. Может быть, отсюда на ликах ангелов появились мимолетные печальные улыбки, чего никогда не бывало на иконах!?

Благодаря своему огромному таланту, Рублев сумел вложить в церковный символизм идею мира и согласия. От иконы веет тихим умиротворением, на нее хочется смотреть и смотреть.

Создание Андреем Рублевым иконы «Троица» пришлось на трудный период отечественной истории, и икона воплотила в себе надежды той поры на единение страны, мир и покой.

Еще Вы можете почитать: