Забытая русская поэтесса Мирра Лохвицкая
Русская поэтесса Мирра Лохвицкая, имевшая на рубеже XIX – XX веков огромный успех, была незаслуженно забыта на долгие годы. Лишь в самом конце прошлого века началось осознание ее значения для русской поэзии.
Детские годы и юность
Настоящее имя поэтессы Мария. Мария Александровна ЛОхвицкая родилась в Санкт-Петербурге 19 ноября (1 декабря) 1869 года. Ее отец Александр Владимирович Лохвицкий был известным петербургским адвокатом. Мать Варвара Александровна Гойер, обрусевшая француженка, была женщиной начитанной и сумела привить любовь к литературе своим детям.
В семье было много детей и большинство из них имели литературные способности. Наиболее других известна ее младшая сестра писательница Надежда Тэффи. Она писала юмористические рассказы и стихи. Ее называли первой русской юмористкой.
Также известен ее старший брат Никола́й Александрович Лохвицкий русский военный деятель, генерал-лейтенант, участник белого движения.
В 1874 году семья переехала в Москву, где в 1882 году Мария поступила в Александровское училище, позднее переименованное в Александровский институт. Ей очень повезло, ибо русскую словесность у них преподавал знаменитый поэт Майков А.Н.
В пятнадцать лет уже проявилось поэтическое дарование Марии. На ее первые стихи сразу обратили внимание, и ей было разрешено институтским начальством издать два стихотворения отдельной брошюрой, что уже было немалым успехом.
После смерти отца семья вернулась в Петербург. После окончания института в 1888 году Мария получила свидетельство домашней учительницы и тоже переехала в Петербург. Она начала печататься в петербургских литературных журналах и сразу стала популярной.
Сначала поэтесса подписывала свои стихи М. Лохвицкая, а затем «Мирра Лохвицкая». О происхождении псевдонима существуют две версии. Существует легенда, согласно которой умирающий прадед Марии произнес слова: «ветер уносит запах мирры…» По другой версии это имя она взяла из романса «Mira labian caluna…» («Смотри, вот бледная луна…» — итал.) Эта версия кажется более правдоподобной, поскольку у Мирры в стихах часто встречается образ луны.
В 1891 году Лохвицкая вышла замуж за Евгения Эрнестовича Жибера. Ее муж был инженером – строителем, по роду его деятельности семья переехала сначала в Ярославль, затем в Москву. У Марии родился сын, потом еще четверо.
Двойная жизнь Мирры Лохвицкой
В обычной жизни поэтесса была добропорядочной женой и любящей матерью, большой домоседкой. Будучи замкнутой и застенчивой она редко выходила в свет. Свое затворничество она объясняла болезнями детей и домашними делами.
Как так получилось, что одновременно она была «самой целомудренной дамой Петербурга» и автором очень смелых для своего времени эротических стихов? Даже имя для «второй» своей жизни она выбрала необычное и звучное «Мирра».
К сожалению, осталось очень мало свидетельств о Мирре. Видимо ее замкнутость оказала на всех, кто ею восторгался, свое сдерживающее влияние. Самое обидное, что даже сестра Тэффи не оставила воспоминаний о ней.
Известно, что она была красива. Кроме того, как писал Бунин, «все в ней было прелестно: звук голоса, живость речи, блеск глаз, эта милая легкая шутливость. Особенно прекрасен цвет ее лица: матовый, ровный, подобный цвету крымского яблока…»
Добродетельность – примета анального вектора. А внешняя и внутренняя привлекательность, а так же мечтательность и впечатлительность, и конечно, желание любить, говорят о наличии зрительного вектора.
У людей с развитым зрительным вектором сердце наполнено любовью и ждет, на кого бы излить эту любовь. Но мужа, видимо, она не смогла полюбить. Любила детей, но сердце жаждало другой любви.
Встреча с Бальмонтом всколыхнула все ее чувства. Каковы были их отношения не известно. В основном остались лишь поэтические посвящения и одно письмо Бальмонта к Мирре, сухое и холодное.
Можно предположить,что причина их расставания изложена в строчках:
«Прозрачную ткань отвела я с чела
И с тихим смущеньем к нему подошла...
И вот наклонился ко мне он с коня
И обнял так крепко, так жарко меня.
И кудри его благовонной волной
Закрыли мгновенно весь мир предо мной!..
Лишь очи, как звезды, сверкали во тьме
И страстные думы рождали в уме...
И слышалось, будто сквозь облако грез;
«Умчимся со мною в край солнца и роз!»
Но острым кинжалом мне в сердце проник
Ребенка нежданно раздавшийся крик.»
Дети – несомненная ценность для анального вектора, как и семья, дом, порядочность. Все свойства этого вектора встали на дороге любви: «No pasarán!»
Конечно, они победили. Любовь была принесена в жертву, ведь жертвенность тоже одно из свойств развитого зрительного вектора. Все не пережитые наяву чувства изливались в страстных стихах. Там была ее настоящая жизнь.
Она часто задумывалась о смерти. Была погружена в себя, замкнута, это, несомненно, под влиянием звукового вектора. Современники отмечали ее «музыкальное ухо», выраженное в способности пробегая по строкам взглядом, слышать стихи. О ее музыкальности свидетельствует и обучение «итальянскому» пению в Александровском институте. Но главное свидетельство наличия звукового вектора, конечно, ее стихи.
Последние годы жизни
В конце 1890-х годов здоровье Лохвицкой стало ухудшаться. Она жаловалась на боли в сердце, хроническую депрессию и ночные кошмары.В конце 1904 года болезнь обострилась. У нее были ужасные приступы боли и продолжительные припадки.
Лохвицкая сама удивлялась, что после таких приступов она все еще жива. После переезда летом на дачу в Финляндию, ей стало легче, но затем состояние ее резко ухудшилось.
Умирала она крайне мучительно. Даже пришлось применять морфий для обезболивания. Так она и умерла во сне 27 августа 1905 года.
Истинная причина смерти так и не была установлена. Обычно указывают туберкулез легких, но это не подтверждается ни одним некрологом. Более реальным диагнозом выглядит хроническая стенокардия.
Однако современники считали причиной смерти ее душевное состояние. Говорили: «Она рано умерла; как-то загадочно; как последствие нарушенного равновесия её духа…»
Да, можно сказать и так, а точнее от ненаполненности в зрительном векторе.
Ночные кошмары свидетельствуют о наличии страха смерти в зрительном векторе. Это врожденный первобытный страх, будучи неосознанным, он вызывает психосоматические заболевания, которые лекарствами не лечатся.Избавиться от него можнолишь через осознание или любовь. Однако любви Лохвицкой не суждено было состояться.
Свойства анального вектора, такие как верность, чувство долга, порядочность, соответствовали принятым правилам поведения в обществе. Чтобы нарушить их, надо было обладать немалой смелостью. Мирра Лохвицкая такими свойствами не обладала. Только это не позволило ей любить мужчину, который был способен вызвать у нее это чувство.
Статья написана по материалам тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.