Константин Симонов и Валентина Серова. Эти два имени в середине прошлого века были одними из самых популярных.

Он – знаменитый поэт. Она – его Муза, одна из самых красивых и обожаемых актрис того времени. Она вдохновила его на самые проникновенные строки о любви. Он увековечил ее имя в своих стихах.

Валентина Серова.

Женщина – легенда! Женщина – богиня! Женщина, которой поклонялись в конце тридцатых, в сороковые и пятидесятые годы. Она обладала несказанной красотой, искренностью и открытостью! У нее был такой шарм, такое очарование, что все мужчины падали к ее ногам.

Необыкновенная женщина! И судьба у нее тоже необыкновенная. Она познала успех и славу в наивысшем проявлении, а так же падение до самого дна.

Серова (девичья фамилия ее Половикова) Валентина Васильевна родилась в Харькове в 1917 году. Затем жила в Москве вместе с матерью, Клавдией Михайловной Половиковой,  знаменитой в то время  актрисой, поэтому  детство ее  прошло за кулисами театра.

Впервые она вышла на сцену вместе с матерью лет примерно в восемь в роли мальчика. В четырнадцать лет она поступила в театральный техникум, а по окончании его стала играть на сцене театра «Трам» («Театр рабочей молодежи»). Она оказалась талантливой. Ее сразу заметили, полюбили, а затем и боготворили зрители. Зал на ее спектаклях был всегда переполнен.

За ней ухаживали, приглашали в компании. Как-то на даче у Василия, сына Сталина, сама судьба устроила ей встречу с человеком, который стал для нее самым дорогим на свете. Это был герой Советского Союза, военный — прославленный летчик-испытатель, герой гражданской войны в Испании,  Анатолий Серов.

В этот день она уезжала на гастроли в Ленинград. Утром на перроне  Анатолий с шикарным букетом цветов счастливо улыбался ей. Он специально прилетел в Ленинград, чтобы встретить ее. Это была любовь, это была страсть, это был  зов самой природы,  которая соединила их  судьбы. Через несколько дней они поженились, и она стала Серовой. Шел 1938 год.

Они были счастливы и  продолжали работать. Анатолий испытывал самолеты, а  Валентина играла в театре.  Уже будучи беременной, старалась надевать такие платья, чтобы ее положение   было не очень заметно. Они оба ждали ребенка. Строили планы. Но судьба распорядилась иначе.

Однажды на спектакле Серова почувствовала, что на нее  с тревогой и волнением  смотрят. Пришло печальное  известие: по радио сообщили  о трагической  гибели ее мужа во время испытаний самолета.  Валентине  предложили отменить спектакль. Этого Актриса себе позволить не могла. Она отказалась. Доиграла до конца и  лишь потом у себя в гримерной  безудержно плакала.

Похороны Серова, героя Советского Союза, были официальными. Урна с его прахом была захоронена на Красной площади в Кремлевской стене. Сохранились кадры кинохроники об этом печальном событии. Урну с прахом  своего любимого комбрига нес сам Сталин. А рядом — молоденькая плачущая женщина. Ей было всего двадцать два года.

Вскоре в 1939 году она родила сына, которого в честь погибшего отца назвала Анатолием. Переехала из просторной многокомнатной квартиры, которая ранее принадлежала репрессированному маршалу и была выделена Серову, как комбригу, на другую, совсем скромную. Ее и раньше тревожили  предчувствия и неприятные ощущения от чужого горя, а сейчас и подавно не хотелось оставаться в тех стенах, где все напоминало о ее любви и утрате, с которой она так не смогла справиться до конца своих дней. Ежегодно в день памяти Анатолия Серова она  приходила к Кремлевской стене с цветами.

В это нелегкое для нее время на экраны страны вышел фильм «Девушка с характером», который сразу стал очень популярным. Зрители полюбили его за легкий веселый сюжет, смотрели по много раз и неизменно восхищались героиней – такой очаровательной, изящной, с необыкновенными сияющими  глазами, роль которой исполняла В. Серова.

Сразу ей предложили сниматься еще. Фильм «Сердца четырех» стал еще одним событием в Советском кинематографе.

В своем театре среди молодого поколения, она была  актрисой номер один, ей давали главные роли. Работала много.  Работа на какое – то время приглушала ее душевную боль и тоску о погибшем муже.

Каждый раз, выходя  на сцену, она встречала восторженный взгляд  молодого красивого мужчины, сидящего в первом ряду с огромным букетом цветов.  Он присутствовал на всех  спектаклях с ее участием. Он ждал ее у выхода, оставлял цветы и записки. Она не отвечала. А однажды решилась и сама назначила ему свидание. Это был Константин Симонов, начинающий, но уже подающий большие надежды поэт, прозаик, драматург.

Так начался  роман  Поэта и его Музы, за которым следила и которым восхищалась и вдохновлялась  вся страна… А  много позже  и  брак, о котором  судачили  все любопытные.

Константин Симонов

Он был совершенно очарован Серовой.  Красиво ухаживал. Посвящал  стихи, писал пьесы, носил на руках, дарил цветы. Он бесконечно ее любил.

Именно благодаря этой любви он написал строки, прославившие его имя. Во все времена, пока на Земле будут МУЖЧИНЫ и будут ЖЕНЩИНЫ, строки «жди меня и я вернусь» будут актуальными. И не имеет значения , куда уходит мужчина на войну или на работу для него  очень важно , чтобы дома его ждала женщина.

Константин Симонов человек талантливый, будучи военным корреспондентом, пройдя фронтовые дороги, в своих стихах и  очерках  сумел показать пережитое в период войны не только им самим, но каждым советским человеком, солдатом, сражавшимся за родину, каждой женщиной и ребенком, оставшимися в тылу.

Самым известным стихотворным посвящением Симонова своей любимой стало «Жди меня», которое появилось в печати зимой 1941 года. В 1943 году на экраны страны вышел фильм с тем же названием, сценарий которого написал Симонов. В главной роли (жены летчика Лизы Ермоловой), снялась конечно же Валентина Серова.

Фильм рассказывал о том, как беззаветная любовь и верность женщины помогли летчику сбитого самолета не сдаться, преодолеть все тяжелейшие испытания войны. Ради этой любви он чувствовал себя обязанным выжить во чтобы то ни стало!

Конечно же, любовная лирика вывела его в главные поэты того времени. Он говорил именно те единственные  слова, которые хотели говорить мужчины войны и хотели  слышать их жены и подруги. Он любил Серову всем сердцем. И все свое душевное чувство вдохновенно и самозабвенно он  выражал  в  творчестве.

Десятки стихотворений поэта сложились в цикл «С тобой и без тебя». Здесь Симонов раскрывал свою душу и рассказывал о чувствах к любимой женщине. Но актриса не любила так, как любил её поэт. Однако он не терял надежды, вновь и вновь пытаясь завоевать её чувства:

«Будь хоть бедой в моей судьбе,
Но кто б нас ни судил,
Я сам пожизненно к тебе
Себя приговорил».

А что она? Она  позволяла себя любить. Принимала любовь. И Симонов это прекрасно понимал. Это в его стихах:

«Ты говорила мне «люблю»,
Но это по ночам, сквозь зубы.

А утром горькое «терплю»
Едва удерживали губы.»




Много  слухов, разговоров, пересудов  ходило об их отношениях. Людям было не понять, как это не любить такого талантливого, успешного и так пламенно любящего мужчину. Ведь эта любовь стала эталоном для всех. Все женщины мечтали именно о такой любви!

Как же понять? Почему так складываются отношения этих двоих, столь ярких, красивых людей, чьи жизненные пути пересеклись, сплелись, но так и не стали единой дорогой, где оба любят и поддерживают друг друга. Долгие годы Серова была  Музой для  поэта  и прозаика Симонова, но это  не сделало их отношения счастливыми.

Попробуем разобраться в глубинных причинах этого несостоявшегося счастья с помощью системно – векторной психологии.

Муза

Наличие связки кожного и зрительного векторов создает совершенно особый жизненный сценарий для женщины. Она не такая как все. В отличии от других женщин она никому не принадлежит, оказывают воздействие на всех мужчин и у всех вызывают влечение.

В этой особенности секрет необыкновенной привлекательности Серовой. И выбор ее профессии тоже. В современном мире кожно – зрительные женщины становятся актрисами, певицами, танцовщицами, моделями.

Без зрительного вектора актеров просто не бывает. Ибо только зрительный вектор позволяет человеку почувствовать эмоциональное состояние своего героя и передать всю гамму его переживаний.

Кожно – зрительную женщину хотят все мужчины, но природный брак у нее только с  мужчиной, обладающим уретральным вектором. Такого мужчину она могла бы полюбить всей душой.

И возможно, встреча  во время войны  с маршалом Рокоссовским,  героем Победоносцем, о романе с которым много версий и слухов – одна из попыток судьбы дать ей того, кто стал бы для нее смыслом жизни, кого она могла бы полюбить по — настоящему. Она рассказала об этой любви Симонову, так как намеревалась разорвать с ним отношения.

Но, эти трое были слишком известны всей стране. Нельзя было пожертвовать тем нравственным влиянием, которое оказывали отношения Симонова и Серовой, выраженные в стихах.

Личные отношения этих людей рассматривались на самом высоком уровне.  Можно только догадываться о том, какие раны остались в их душах.

Поэт

Симонов простил Серовой эту «измену», после войны она дала согласие на брак.

«Я, верно, был упрямей всех.
Не слушал клеветы
И не считал по пальцам тех,
Кто звал тебя на «ты».


Симонов был человек удивительный: мощный, сильный, умный, заботливый, надежный, любящий. Анально -зрительный поэт, вдохновленный женщиной,  воспевающий свое чувство и душевный трепет перед самой ее природой.  В то время как еще превозносились анальные ценности, такие как семья, верность, дружба, он продолжал признаваться перед всей страной в любви к женщине, которая его не очень любила, не хранила ему верность.

Более того, он боготворил эту женщину, желал ее,  бредил ею и не хотел никакую другую:

"Но чтобы другою
Ее заменить,
Вновь точно такою
Должна она быть"


Его развитый зрительный вектор помогал ему не только чувствовать ее эмоциональное состояние, но и сочувствовать ей, и сострадать. Поэтому он пишет:

«Я не хотел грехов твоих
Прощать или судить».

Только зрительный вектор способен на настоящую любовь, Любовь земную  между мужчиной и женщиной. Любовь самую глубокую, искреннюю и бескорыстную.   И эта любовь может длиться вечно… Но лишь только при одном условии — если есть душевная близость и равенство свойств.

К сожалению, не получилось у таких замечательных людей создать душевную близость, не смогла Серова полюбить прекрасного поэта. Сердцу не прикажешь!

Конечно, и свойства кожного вектора тоже играли не последнюю роль в этих отношениях. Симонов стремился к высокому социальному положению, об этом свидетельствует его участие в компаниях против «космополитов» и других неугодных писателях. Он был амбициозен,  вращался в высоких кругах, и обладание «высокоранговой  самкой» было нужно ему как подтверждение его высокого положения в обществе.

Отчужденность постепенно нарастала в их отношениях. Ей не хватало эмоциональной связи, поддержки.

Он стремился к вершинам  известности.., Она  опускалась.Он успешно занимался творчеством…  Она страдала от нереализации.

Он получал награды… Она  получала упреки в том, что она плохая мать. Ее сердце страдало от боли за несчастную поломанную судьбу любимого  сына Анатолия, который был судим за хулиганство,  в последствии страдал алкоголизмом и рано ушел из жизни. Ее пытались лишить родительских прав в отношении дочери.

Сниматься в кино ей больше не предлагали. За присутствие на репетиции в нетрезвом виде ее уволили из театра, потом — из другого.

Она болела, пила, чувствовала  свою ненужность и  потерянность.

«Что с тобой, что случилось? — напишет ей в одном из писем Симонов. — Почему все сердечные припадки, все внезапные дурноты всегда в мое отсутствие? Не связано ли это с образом жизни? У тебя, как я знаю, есть чудовищная русская привычка пить именно с горя, с тоски, с хандры, с разлуки…»

«Пусть прокляну впоследствии
Твои черты лица,
Любовь к тебе — как бедствие,
И нет ему конца.»



Ей  могла помочь  хорошая роль, серьезная работа. Она просила, писала даже в  ЦК,  но дурная молва  никому не в помощь ..!

О ней судачили, сплетничали, злорадствовали ее несчастьям.

Без сцены, без любви, без чувств звезда кожно-зрительной красавицы, Музы поэта, подруги  героических мужчин, открытой  и искренней, с обнаженной душой, живущей своими чувствами какими бы они ни были, угасала…

Финал

Они развелись. Серова осталась одна, всеми забытая. Уже не было поклонников, друзей не осталось. Она все больше и больше становилась зависимой от алкоголя. Эта, некогда всеми обожаемая женщина, умерла в одиночестве. Ее нашли мертвую на полу. Это случилось в 1975 году. Ей было всего 57 лет.

Когда Симонову по телефону сообщили о смерти Серовой, он закричал. Но на похороны не приехал, лишь прислал необыкновенной красоты букет. У него уже была другая семья и, возможно он не хотел вновь на глазах у всех проявлять свои чувства к покойной.

Пережив ее только на четыре года, в последние дни жизни, он сказал своей дочери: «То, что было у меня с твоей матерью, было самым большим счастьем в моей жизни и самым большим горем»

Константин Симонов и Валентина Серова – две яркие звезды своего времени, судьба которых стала еще одной печальной повестью в летописи любви.

Заметка написана под впечатлением от тренинга по системно – векторной психологии Юрия Бурлана.


Еще Вы можете почитать: