Необычная жизнь Оскара Уайльда
Жизнь Оскара Уайльда была недолгой, но яркой и неоднозначной, как он сам. Родился он 16 октября 1854 года в Ирландии и в дальнейшем прославился не только как ирландский, но и как английский поэт и писатель.
Он был очень неординарным человеком и любил это подчеркивать. С помощью системно – векторной психологии постараемся заглянуть в тайники души этого человека, чтобы понять причины его поступков.
Начало жизни
Всё, как известно, начинается с семьи. В этом отношении Оскару повезло. Его отец, сэр Уильям Роберт Уайльд, был настолько выдающимся врачом офтальмологом и отоларингологом, что ему был пожалован титул баронета. Помимо медицины он интересовался археологией и ирландским фольклором.
В нем ярко проявились свойства развитого анального вектора: старательность, работоспособность, усидчивость, стремление докопаться до самой сути в любом вопросе, умение учитывать мельчайшие подробности и тончайшие нюансы, позволили ему стать профессионалом в своем деле. Он обладал врожденным стремлением к сбору информации, поэтому любил читать и, обладая хорошей памятью, стал большим эрудитом.
Обладая аналитическим складом ума и системным мышлением, он мог классифицировать всю информацию по категориям, что позволяло ему при необходимости извлекать ее из памяти и быть всезнающим человеком.
Я прямо вижу его перед глазами: степенный человек, очень аккуратный, лысый, с неторопливыми движениями. Во всем у него порядок, все инструменты разложены по раз и навсегда определенным местам, археологические коллекции разложены по полочкам, с аккуратными надписями, кругом стерильная чистота. Он прекрасный семьянин, любит жену и детей.
Мать, леди Джейн Франческа Уайльд, светская «львица», известная поэтесса, писавшая под псевдонимом Сперанца, дама весьма экстравагантная, любящая театральные эффекты. Она была образована, прекрасно знала древние языки, благодаря ей, Оскар с детства читал древнегреческих авторов и восхищался ими.
Леди Джейн несомненно обладала не очень развитым зрительным вектором. Об этом говорит ее экзальтация, страсть к театральным эффектам, то есть к ненастоящим чувствам, к игре в жизнь, интерес к фантастическому и таинственному, подчеркнутый аристократизм. Ее уровень развитости зрительного вектора сосредотачивал всё внимание лишь на внешней атрибутике.
При этом она была образованна и вращалась в культурных кругах общества. Следуя за звуковыми освободительными идеями своего времени, она писала патриотические стихи, которые принесли ей известность.
Она любила быть в центре внимания и, будучи женщиной умной и обаятельной, привлекала в свой салон ученых, философов, лучших представителей искусства Ирландии.
Большое влияние на юного Оскара оказал литературный салон матери, где он мог видеть и слышать многих интересных людей.
Оскар Уайльд, обладатель зрительного и анального векторов, получил образование в лучших учебных заведениях Ирландии и Англии, которые он окончил с блестящими результатами, был отмечен медалями и наградами. Это очень характерно для людей со зрительным вектором, ведь они обладают самой высокой способностью к обучению и развитию образного интеллекта. К тому же у него был талант к скорочтению, это тоже способность глаз видеть и воспринимать не одну строку, а сразу всю страницу.
Эстетизм Оскара Уайльда
В 1874 году он поступил в Оксфордский университет. Именно там сформировались его жизненные принципы и его мироощущение.
Особое влияние оказали на молодого Оскара лекции Джона Рёскина, а также Уолтера Пейтера. Оба они были теоретиками искусства и восхваляли красоту. Но они расходились в самом важном: Рёскин считал, что красота возможна только в сочетании с добром, в то время как Пейтер допускал некоторое присутствие зла.
Эти теории расцвели в жизни и творчестве Оскара Уайльда «эстетикой зла». В его произведениях герои, обладающие качествами «высших натур» наделены утонченной извращенностью. Однако развитие сюжета всегда приводит к торжеству добра и нравственности.
В жизни Уайльд выбрал для себя роль денди, сноба, эстета, индивидуалиста, который противостоит общественному мнению и тому, что он называет «рабской моралью». Всё обычное и не красивое вызывает у него отвращение. Мораль, которой руководствуются в жизни большинство людей, вызывает у него презрение. Он стремится противопоставить себя обществу, претендуя на некую «особенность».
Несомненно, для этого были основания. Он являлся обладателем одного из самых парадоксальных умов в истории человечества, для которого были характерны эстетические игры, выливающиеся в создание отточенных афоризмов, где главной задачей были острота выражения, парадоксальность мысли, показывающие противоречие между внешней и внутренней стороной жизни современного ему общества.
Оскар Уайльд был человеком со зрительным вектором. Этим объясняется его снобизм, основанный на прекрасном образовании, культурных манерах, артистизме, эрудиции, которые он с удовольствием предъявлял окружающим. Он считал, что в человеке всё должно быть прекрасно и его внешность, и манера держаться, и отношения между людьми.
Нищета, болезни и прочие «некрасивые» стороны жизни возмущали его эстетизм и отталкивали. Он старался спрятаться от всего этого в искусстве, которое давало ему возможность забывать все ужасы этого мира и удовлетворяло его стремление к наслаждению красотой.
Нежелание видеть страдания других людей и сопереживать им, в данном случае говорит не о невысоком уровне развития зрительного вектора, а об искусственном ограничении свойств зрительного вектора в угоду его эстетическим воззрениям.
Стремление зрительного вектора к эмоциональным раскачкам удовлетворялось опять же в художественном воплощении пессимистических настроений свойственных декадансу, ярчайшим представителем которого Уайльд являлся.
Лондонский период жизни
В 1878 году после окончания университета Оскар Уайльд поселился в Лондоне. Благодаря своему нестандартному уму, таланту, остроумию он очень быстро приобрел популярность, бывал желанным гостем любого лондонского салона. Его появление всегда сопровождалось шутками, смехом, весельем, он мог быть ироничным и саркастичным, но всегда оставался великолепным.
Обладая безупречным вкусом, благодаря наличию зрительного вектора, он стал законодателем мод, появлялся в обществе в придуманных им самим умопомрачительных нарядах. Это могли быть короткие штаны с шелковыми чулками или жилет расшитый цветами. Мог прийти в гости с большой змеей на шее, обмотанной вместо шарфа. Непременным украшением его костюма стали цветок подсолнуха или гвоздика, выкрашенная в зеленый цвет, как протест против банальной реальности.
Весь Лондон восхищался и подражал Уайльду в манере одеваться, в манере надменно держаться. Его остроты мгновенно становились популярными, их передавали из уст в уста. Такие свойства зрительного вектора, как стремление покрасоваться, привлечь к себе внимание броской демонстративной внешностью, торжествовали!
Росла его литературная слава. Выходит сборник его стихотворений. Он пишет эстетические трактаты. Большой популярностью в Лондоне пользовались его комедии.
В 1881 году его пригласили в Америку, прочесть лекции об английской литературе. За время своего недолгого пребывания в этой стране он сумел почувствовать дух торгашества, практицизм и полное не восприятие искусства.
Затем, после женитьбы на Констанс Ллойд в 1884 и рождения двух сыновей, выходит книга его сказок. Сказки с их глубиной и социальной направленностью стали интересны не только детям, но и взрослым читателям. Позднее вышел его роман о Дориане Грее, который сразу стал предметом бесконечных споров в обществе.
Оскар Уайльд был знаменит, богат, популярен, признан во всем мире. Он достиг пика своей славы, когда его обвинили в противоестественных отношениях с лордом Альфредом Дугласом.
Низвержение
Оскар Уайльд был обладателем не только зрительного, но и анального векторов. Свойства анального вектора имеются практически у всех людей пишущих. Именно эти свойства помогают создавать совершенные художественные произведения, благодаря усидчивости, настойчивости, терпению, стремлению довести всё до совершенства.
Для человека искусства очень важной составляющей являются свойства зрительного вектора. Если бы зрительный вектор был бы развит до более высокого уровня, не было бы его увлечения всеми внешними атрибутами жизни. Было бы сочувствие и сопереживание другим людям и более правильное восприятие общественной морали как части культуры, наработанной за тысячелетия человеческого существования.
Вершиной культуры является понимание ценности человеческой жизни. Именно для сохранения жизни были выработаны механизмы совместного проживания в обществе, то есть правила морали. Уайльд их сознательно отрицал.
Следует заметить, что только у мужчины с анальным вектором возможно влечение к партнеру одного с ним пола, то есть к гомосексуальным отношениям.
Это обусловлено наличием недифференцированного либидо, то есть анальный человек изначально испытывает влечение к мальчикам – подросткам. Это влечение ингибируется, то есть сдерживается, подавляется, перерабатывается в стремление передавать знания следующим поколениям. Поэтому самые лучшие учителя — мужчины всегда с анальным вектором.
Прямое, не ингибированное влечение табуировано природой, и это табу преодолеть очень непросто.
Прежде всего, табуирована анальная эрогенная зона у мужчин. Это связано с тем, что такой секс не ведет к деторождению. К этому добавляется социальное табу, поскольку такие отношения неприемлемы в обществе.
В случае с Оскаром Уайльдом социальное табу практически было снято его жизненными принципами, стремлением противопоставить себя общественной морали и причисление себя к «особенным», которым позволено всё.
Оставшееся табу было преодолено силой либидо и опять же преклонением перед красотой в любом виде. Альфред Дуглас был очаровательным и очень красивым юношей. Он также пренебрегал всеми условностями общества. Уайльд сравнивал его с Гиацинтом, называл бело – золотым, безмерно восхищался им и это восхищение переносил с внешности на его душу. Писал, что душа его соткана из тонкого золота.
Эти отношения не остались незамеченными. Отец Дугласа обвинил Уайльда в содомии и тот в ответ подал на него в суд. Друзья советовали забрать иск из суда и срочно уехать из Англии, но …
Зрительное «на миру и смерть красна» заставило Уайльда продолжить судебную тяжбу. Он продолжал красоваться перед многочисленной публикой своей эрудицией, остроумием, он уничтожал прокурора своим сарказмом. Этот судебный процесс современники сравнивали с судом над Сократом, но это была последняя вспышка славы. Уайльда осудили на два года тюрьмы и к исправительным работам.
Большинство друзей отказались от него, жена вынуждена была эмигрировать из страны и сменить фамилию себе и детям.
Тюремное заключение
Считается, что годы тюрьмы полностью сломили Уайльда. Нет! Пережитые унижения и полное бесправие арестанта помогли ему пересмотреть свои жизненные ценности. Он, всю жизнь избегавший страданий, пришел к выводу, что «страдания – наивысшее из чувств доступных человеку».
Такое внутреннее моральное перерождение помогло ему реализовать заложенные природой желания зрительного вектора к состраданию и сопереживанию. Он научился видеть чужую боль, страдания и пытался, как мог, облегчить их, привлечь внимание общественности.
Из тюрьмы он писал статьи в газету о тяжелом положении детей в тюрьме, о бесчеловечности английских законов, позволяющих держать детей в подземелье.
В годы заключения Уайльд написал исповедь в форме письма к Дугласу — горестный отчет о пережитой боли, мучениях, в которой он обвиняет только себя и считает тюрьму вторым поворотным пунктом своей жизни, сравнимый с поступлением в Оксфорд.
Завершение жизни
В мае 1897 года Уайльд вышел из тюрьмы, сменил фамилию и уехал во Францию. К сожалению, жизнь отпустила ему немного времени после этого. Он успел написать лишь одну поэму «Баллада Редингской тюрьмы».
30 ноября 1900 года Оскар Уайльд скончался. Но его жизнь продолжается в его произведениях и легендах. Он говорил: «Никогда не следует разрушать легенд. Сквозь них мы можем смутно разглядеть подлинное лицо человека».
Статья написана под впечатлением от тренингов по системно — векторной психологии Юрия Бурлана.