Элеонора Аквитанская – Золотая орлица средневековья

Часть I

Элеонора Аквитанская – Золотая орлица средневековьяЭлеонора Аквитанская – герцогиня, первая красавица Европы, королева Франции, а затем Англии, участница крестового похода, оказывала влияние на политику всего континента, мать десятерых детей от двух королей, просто невероятная женщина!

Родилась она весной 1122 года в семье герцога Аквитанского Гильома Х. Ее назвали Алиенора, от латинского «alienus», что значит «другой, иной, особенный». Она, всей своей жизнью оправдала данное при рождение имя, ибо была действительно особенной, не похожей на других женщин своего времени.

В русских редакциях пьес Шекспира и Джеймса Голдмена ее неправильно называют Элеонорой, но на самом деле она Алиенора.

Прекрасный цветок Аквитании

У герцога Аквитанского после дочери Алиеноры было еще два сына, после рождения которых мать умерла. Сыновья тоже прожили недолго, а когда Алиеноре было пятнадцать лет, умер и ее отец. Алиенора стала владелицей герцогства Аквилонского и одной из самых богатых женщин в Европе.

Герцогство Аквитания было самым крупным во Франции и самым богатым. Располагалось оно в юго–западной части страны на берегу Бискайского залива. На его обширных территориях располагались многочисленные виноградники, поля, мощные крепости и богатые морские порты.

Местные жители унаследовали отголоски античных традиций, испытали воздействия итальянских, арабских и еврейских влияний. У них даже язык был свой, отличный от французского. У них слово «да» звучало, как «ок», в отличии от французского «уи», поэтому весь юг Франции называли «Лангедок», что переводится, как «язык «ок».

Элеонора Аквитанская – Золотая орлица средневековьяИменно при дворах герцогов Аквитании и Прованса зародилось понятие «куртуазия» или «куртуазная любовь». Прежде всего, это понятие включало правила поведения по отношению к женщине, регламентировались отношения между влюбленным рыцарем и его дамой сердца. Эта система взглядов на любовь оказала влияние на всю европейскую культуру вплоть до нашего времени.

При дворе Аквитанского герцога было много трубадуров, которые начали сочинять изысканные стихи в честь прекрасных дам на своем родном языке, а не на общепринятой латыни. Все придворные поэты воспевали красоту юной Алиеноры. Особо ее украшали медно-рыжие волосы, вот почему трубадуры называли ее «золотая орлица» от слов aigle en or.

В Европе она считалась первой красавицей и к тому же была прекрасно образованна и баснословно богата. Самая завидная невеста! Французский король Людовик VI Толстый Капетинг, сюзерен герцогов Аквитании, настаивал на заключении брака между Алиенорой и своим сыном Людовиком VII.

Надо сказать, что Капетинги в то время были довольно бедны. Они владели небольшими территориями к северу и югу от Парижа, конечно присоединение такого огромного герцогства, каким была Аквитания резко повышало их влияние и возможности.

Первое замужество

Элеонора Аквитанская – Золотая орлица средневековьяВ июле 1137 года в городе Бордо состоялась свадьба Алиеноры и французского принца Людовика VII, который был на год старше своей невесты. Но он был таким худым и бледным, что выглядел совсем мальчишкой. Он был очень набожным, много времени проводил в молитвах.

У ворот Парижа они узнали о смерти короля Людовика VI. Людовик VII стал королем, а Алиенора стала французской королевой. Жизнь в Париже сильно отличалась от привычной для нее жизни в Аквитании. Здесь было сильным влияние норманнов заселявших север Франции и царили суровые нравы.

Король много времени уделял государственным делам, Алиенора в ту пору томилась в одиночестве, не имея развлечений или интересных занятий. После рождения дочери она позволила себе приглашать ко двору трубадуров, чьи песни в Париже считались фривольными и вызвали негодование придворных.

Вскоре у Алиеноры появилось достойное ее занятие. В мае 1147 года Людовик VII решил принять участие во втором крестовом походе вместе с королем Англии и императором Германии. Алиенора уговорила мужа взять ее с собой. Она отказалась от повозки и ехала верхом во главе войска.

Элеонора Аквитанская – Золотая орлица средневековьяОдна из легенд об этой женщине рассказывает, что временами, чтобы вдохновить воинов, она и ее фрейлины скакали во главе войска в костюмах амазонок. Характерной особенностью этих костюмов была открытая грудь, к тому же амазонки сидели на лошадях верхом, а не боком, как положено было дамам. Это было неслыханно!

Другие легенды рассказывают о ее многочисленных любовниках вплоть до султана Саладина, который в то время еще не был султаном и не принимал участия в описываемой войне.

Легендам можно верить или нет, но с королем их отношения разладились и возвращались они порознь. В Париже они помирились, и у них родилась вторая дочь. Опять жизнь Алиеноры стала монотонной и скучной.

Системное пояснение

Алиенора – женщина, обладающая кожным и зрительным векторами. Сочетание этих векторов дает жизненный сценарий, выделяющий его обладательницу из ряда обычных женщин, которые вполне удовлетворяются семейной жизнью, воспитанием детей.

Любой кожно – зрительной женщине этого недостаточно, тем более развитой в высшей степени. О чем свидетельствует ее несравненная красота, незаурядный ум, позволяющий строить интриги и оказывать влияние на всю Европу.

И этого ей мало! Она отправляется в крестовый поход! На этот поступок ее явно подвигла видовая роль, природное желание быть с воинами, вдохновлять их и поддерживать. Она ощущает себя равной мужчинам, а может и выше их, ведь это она их поддерживает и вдохновляет! Это ее мужеством и красотой восторгаются рыцари!

Королева Алиенора едет верхом во главе войска через всю Европу, Византию и Турцию. Это около шести тысяч км. Бывало, что ей наравне с мужчинами приходилось отражать атаки врагов, и она справлялась с этой задачей.

В свете ее видовой роли легенда о том, что она могла скакать в костюме амазонки, выглядит вполне правдивой. По сути своей – она публичная женщина, не ведающая стыда, а если еще этот акт требовался для победы в бою, то никакие требования морали ее не могли остановить.
Общественная мораль по сравнению с Божественным предназначением ничего не стоит!

Элеонора Аквитанская – Золотая орлица средневековьяНо для ее мужа, короля Франции, это событие было большим ударом по его нравственным устоям. Он был человеком со звуковым и кожным вектором, глубоко верующим, почти фанатиком, говорили, что под одеждой он носил власяницу. Естественно, для него было недопустимым нарушение христианских правил поведения, особенно женщиной, тем более королевой.

Звуковые свойства психического делали его несколько отстраненным от мира, возможно из него бы получился хороший монах. Но к королю совсем другие требования, он должен заниматься земными делами и решать проблемы своих подданных, обеспечивать им защиту и давать уверенность в завтрашнем дне.

Особым умом он тоже не отличался, о чем свидетельствует все его неудачное правление, и даже имя его в истории: Людовик VII Младший. Сказать о нем было нечего!

Естественно, такой мужчина не мог быть интересен Алиеноре. Она его терпела, как было в обычае того времени. Очень возможно, что у нее были любовники, о чем тоже гласят легенды. Но как только она познакомилась с Генрихом Анжуйским, то тут же потребовала развод.

Различные источники расходятся во мнениях относительно того, кто был инициатором развода. Я думаю, что это была она. Для короля — человека верующего брак, освещенный церковью, был нерушим.

Сочетание кожного и звукового векторов делает мужчину асексуальным, так что жена королю вряд ли была очень нужна. Однако развод в Средние века был явлением редкостным, тем более в королевском семействе.

Нормальным для короля было бы отправить жену в монастырь или на эшафот, но разводиться – это нонсенс! К тому же он лишался герцогства Аквитании, что было очень большой потерей. На такое человек со свойствами только кожного вектора решиться бы не мог, ведь для него польза и выгода – главное в жизни.

И тут звуковые свойства оказались определяющими. Для звуковика материальные ценности не важны, им движут идеи или их заменители в виде религии. А может быть ему просто хотелось, чтобы его, наконец, оставили в покое и потому согласился на развод.

Кожно – зрительная Алиенора явно тяготилась однообразием и монотонностью своей жизни. Зрительный вектор требовал эмоций, теплоты в отношениях, чувственности, ей хотелось перемен, к тому же она встретила мужчину достойного ее.

Продолжение следует.

 Статья написана по материалам тренинга по системно — векторной психологии Юрия Бурлана.

Еще Вы можете почитать: