Адаптация ребенка в коллективе зависит от врожденных свойств его характера. Детский коллектив представляет собой модель первобытной стаи. В любой стае действуют законы ранжирования, которые прежде давали право на первый и соответственно лучший кусок мяса.

Теперь в детском саду все получают одинаковые порции, но за «место под солнцем» продолжают биться с прежним остервенением. Чем младше дети, тем архетипичнее их поведение. Ведь они еще не успели впитать в себя плоды многовековой культуры. Задача воспитания привить навыки поведения и мировосприятия наработанные культурой.

Ребенок идет в детский сад

Если в додетсадовский период ребенок общался с другими детьми под присмотром родителей или бабушки, то  попадая в детский сад, он оказывается совершенно один. Вокруг только чужие лица, непонятно почему ушла мама и придет ли она вообще.

Ребенок переходит на новый уровень своего развития и те навыки общения, которые он наработал в общении с родителями и близкими, надо совершенствовать в общении с другими незнакомыми людьми.
Теперь самому надо как-то справляться со своими страхами, идти на контакт с другими детьми, защищать себя и свои интересы, определять, когда надо обращаться за помощью к воспитательнице. Надо подчиняться новым, не вполне понятным поначалу, правилам. Для каждого ребенка это стресс.

Насколько легко и быстро приспособится ребенок к новым условиям, зависит как от его набора векторов, так и оттого, насколько правильно его воспитывали родители.

Ребенок с уретральным вектором

Ребенок с уретральным вектором легко адаптируется в детском коллективе. Ведь он по природе вождь, а тут появляется у него своя «стая». Он  — ядро группы, доминантная особь, все остальные детишки непроизвольно тянутся к нему и идут за ним.

Главная опасность для уретрального ребенка – его повышенная активность, нежелание и неумение подчиняться запретам. Воспитательница будет пытаться его «перевоспитывать» и требовать послушания, как от всех остальных детей, не понимая, что этого делать нельзя.

Поскольку «перевоспитать» не получится, уретральному ребенку могут поставить диагноз «гиперактивность» и назначить лечение «успокаивающими» препаратами, которые калечат их на всю жизнь.

Ребенок с оральным вектором

Быстро и с удовольствием адаптируются в детском коллективе дети с оральным вектором. Эти маленькие говоруны рады появившимся новым «ушам», которым бесконечно можно рассказывать всякие небылицы.

Веселые шумные ребятишки, говорящие без остановки и забавляющие всех окружающих, включая воспитательницу, легко входят в любой коллектив. Они еще не научились хорошо разговаривать, но им так важно сказать побольше, поэтому они торопятся, шепелявят, проглатывают часть слов.

На орального ребенка природа возложила сексуальное воспитание детей. Примерно с шестилетнего возраста он начинает в своей речи употреблять матерные слова. Так он разъясняет своим сверстникам, откуда берутся дети. Если его за это бьют по губам, то он может начать заикаться.

Ребенок с кожным вектором

Это очень подвижные шаловливые дети. У них гибкая психика, поэтому они довольно быстро приспосабливаются к новым условиям и новым людям. Также и тело у них гибкое, они любят танцевать, бегать, прыгать, соревноваться.

Уличенные  в совершенных проступках они никогда не признают своей вины, начинают врать, оправдываться. Бить за провинности их нельзя категорически, так как кожа – это их эрогенная зона. Лучше всего на них воздействует ограничения. Вполне адекватным для них наказанием будет стояние в углу.

Им обязательно нужно объяснять, почему этого нельзя делать, с ними нужно договариваться. Очень хорошо на них действуют материальные стимулы: за определенные действия получишь такое-то вознаграждение.

Ребенок с анальным вектором

Этим детям вступление в новый коллектив дается с большим трудом. Анальные люди вообще домоседы, а для маленьких дом – основа основ. К тому же они очень привязаны к маме. Она их защита и гарант безопасности. Расставаясь с мамой, анальный ребенок испытывает сильнейшую тревогу.

Дети с анальным вектором очень послушные, умненькие, старательные. У них прекрасная память. Выполняют все указания воспитателей. За хорошо выполненное задание их обязательно нужно хвалить. Похвала для них дороже всего.

Для таких детей адаптация в коллективе — дело тяжелое. Но это как детская болезнь, если «не переболеть» ею в детском возрасте, то потом во взрослой жизни человек не сможет нормально строить отношения с другими людьми.

Ребенок со звуковым вектором

Ребенок со звуковым вектором самый тихий в группе. Он предпочитает сидеть где-нибудь в сторонке со своей игрушкой, погруженный в свои фантазии. Шум и крики других детей его раздражают.

Если ребенок дома рос в тишине и покое, никто на него не кричал, то он проявляет большие способности к обучению и ему легче налаживать контакты со сверстниками. Часто у таких детей абсолютный музыкальный слух, что на музыкальных занятиях выделяет их и повышает ранг.

Ребенок, который рос под давлением крика и шума, обычно замкнут. Он настолько уходит в себя, что может не услышать обращенную к нему речь. Такого ребенка считают тупым. Ему очень трудно наладить отношения со сверстниками.

Ребенок со зрительным вектором

Дети со зрительным вектором очень впечатлительные эмоциональные. Им достаточно любого пустяка, чтобы расплакаться или рассмеяться. Они легко устанавливают эмоциональные связи с другими детьми.

Но может быть и наоборот, если ребенок испытывает страхи. Тогда он может капризничать. Девочки довольно просто устанавливают хорошие отношения со сверстниками. Это обусловлено их видовой ролью «боевая подруга» или «воспитательница». И та и другая роль способствует установлению контактов в группе.

Очень трудно мальчикам со зрительным вектором. Они не имеют своей видовой роли в «стае» и потому игнорируются всеми остальными. Помочь им могут только родители правильным воспитанием. Таких мальчиков надо воспитывать вместе с девочками всё время, подчеркивая между ними разницу. Чтобы он был принят в мальчишечий коллектив, нужно найти ему занятие, которое сделает его нужным в этой компании, например, научить его играть на гитаре.

Ребенок с обонятельным вектором

Это дети совершенно не похожие на всех остальных. Их отличительная особенность невербальный ум и отсутствие запаха. Когда нет запаха, то будто нет и человека. Других детей это пугает и они испытывают к обонятельному ребенку сильную неприязнь.

Обонятельник ощущает это как постоянную угрозу и не стремится к общению со сверстниками. Он старается всегда быть в сторонке ото всех.

Несмотря на такое отношение, его просто необходимо выталкивать в коллектив, где он вынужден сопротивляясь неприязни других людей, развивать свои природные способности к выполнению задачи «выжить во чтобы то ни стало».

Заключение

адаптация ребенка в коллективеКаждый малыш проходит тяжелую для него адаптацию в детском коллективе, причем в каждом новом – заново. И как бы не было жалко детей, надо понимать, что им необходимо преодолеть эти препятствия, чтобы быть победителями во взрослой жизни. Адаптация ребенка в коллективе – это очень важный момент в жизни ребенка.

Статья написана по материалам тренинга по системно — векторной психологии Юрия Бурлана.

Еще Вы можете почитать: